Перейти к публикации

Домашние животные, как источник воспитания и развития наших детей

Влияние домашних животных на ребенка

Жасмин

Рекомендованные сообщения

На нашем форуме подавляющее большинство семей имеет не только деток, но и различных домашних животных. И наверняка, каждый родитель задавался такими вопросами: как будут уживаться в квартире маленький ребенок и кошка или собака, попугайчик или морская свинка и т.д.? В каком возрасте целесообразней заводить животное и как оно может влиять на семейный быт? Не может ли ребенок нанести вред этому животному и наоборот?

 

Мы решили освятить эту проблему немного с другой стороны и показать, как животные влияют на полноценное гармоничное развитие личности ребенка. Стоит ли вообще заводить животное в доме.

 

Влияние животных на полноценное развитие личности ребенка.

Хочется отметить, что важнейшим средством воспитания и развития является непосредственно природа - с этим не согласиться трудно. В мировой педагогике главной целью воспитания является всестороннее (гармоничное) развитие личности ребенка, включающее: интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое совершенства. Рассмотрим каждый аспект в отдельности.

1. Интеллектуальное развитие:

 

 

1.1. Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.

1.2. Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т.д.

1.3. Животные являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости: киса мяукает у миски - голодная, хорек высоко подпрыгивает, гулит - хочет поиграть, затаился - охотится.

1.4. Животные - источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество и т.д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.

 

 

2. Животные - источник нравственного воспитания.

 

2.1. Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным. В современном обществе этого как раз больше всего и не хватает - положительных переживаний.

2.2. В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.

2.3. В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в целом. Таким образом, у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры.

 

 

3. Животные - источник эстетического воспитания и развития.

 

3.1. Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству. Дети любят и стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах, рассказах собственного сочинения и конечно же в изодеятельности.

 

 

4.Источник трудового воспитания.

 

В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об условиях жизни в природе и в домашних условиях.

 

 

5. Источник физического развития.

 

Животные источник укрепления здоровья, психического развития: в процессе прогулок с собакой, хорьком, кроликом и т.д, в процессе труда дети также совершенствуются физически.

 

В качестве совета о приобретении животных мы хотим предложить Вам следующее: в каком возрасте и каких животных целесообразней заводить в доме. Как сделать, чтобы их пребывание было полезно для детей.

 

Возраст детей: 3 - 4,5 года

Названия животных: аквариумные рыбки (не живородящие), хомячки, черепаха, морская свинка, кролик, котенок.

Знания о животных: знания в основном получают через наблюдение. Рекомендуем следующую схему:Название - внешний вид - движения - питание.В данном возрасте важно научить имитации звуков животного - им будет легче общаться - это своего рода такая игра. Также использовать имитацию движений животного - для лучшего восприятия и запоминания информации. Ребенок должен распознать: цвет шерсти, цвет глаз, форма тела, глаз, (Можно в сравнении: глазки как бусинки и т.д.), фактура - мягкая шерстка, гладкий панцирь, бугристый, теплая шерстка.

Дополнительная информация: внимание привлекают яркие, подвижные объекты. Стоит при знакомстве использовать изображения животного, а затем непосредственное знакомство.

Лучше разучить стихотворение, прочитать короткий рассказ о животном - так лучше идет восприятие. Разгадывание загадок: Пушистый, длинноухий, прыгает ловко, любит морковку. И др.

 

Возраст детей: 4,5 - 5,5 лет

Названия животных: то же + щенок, попугай, кенор, хорек

Знания о животных: исследование по той же схеме. Знания получают при установлении причинно - следственных связей (Почему кролик прыгает - т.к. задние ноги длиннее, чем передние). Знания о различие домашних и диких животных. (Хорек как домашнее животное так и дикое - в чем различае? Кролик - домашнее животное - почему?). К знаниям прибавляются элементарные действия по уходу за животным. Дать корм под руководством взрослого, налить воды в поилку, помочь почистить клетку и т.д.

Дополнительная информация: также хорошо использовать художественную литературу, рассказ придуманный родителем, разгадывание загадок. Придумывание рассказа о своем питомце самостоятельно, изодеятельность.

 

Возраст детей: 5,5 - 6,5 лет

Названия животных: тоже + живородящие рыбы, пресноводные черепахи, норка.

Знания о животных: знакомство по схеме: Внешний вид - повадки - питание - сезонные изменения - охрана - подведение под категорию - выведение потомства.Даем знания о линьке (Почему заяц зимой белый а летом серый?). Дать знание о пользе животных, их уникальности и необходимости охраны.Знания о размножении животных и воспитании потомства.Добавляются новые навыки ухода - замена подстилки, самостоятельное кормление, замена поилки, выгул собаки, вместе с родителями помыв животных, уход за потомством.

Дополнительная информация: тоже + использование диафильмов, фильмов серии живая природа. Больше использовать логических задач, загадок. Побуждение на самостоятельные наблюдения, новые открытия в поведении животных и установление причин. Использование творчества - рисунки, лепка, аппликация. Домашний театр с участием животного.

 

И еще очень хочется представить Вашему вниманию 9 причин, по которым стоит приобрести четвероного друга Вашему ребенку:

 

1. Животные оказывают психологическую помощь: компенсируют одиночество, снимают психо- эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть, поговорить, погладить домашних животных необходима детям, и особенно когда взрослым так не хватает времени и сил даже на общение с собственным ребенком. Нет, мы не призываем покупать животное как замену родительской любви, но иногда так приятно просто пообщаться с пушистиком. Тут невольно вспоминается отрывок из стихотворения, написанного испанской школьницей:

 

2. Замкнутым, нерешительным детям они нередко заменяют друзей: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности, ведь они не отмахнутся, не высмеют и никому не расскажут. Кроме того, они могут помочь ребенку завести друзей и среди других детей: представьте, вы с ребенком вышли прогулять своего замечательного пса, ваш малыш с удовольствием играет с собакой, а вокруг них уже собралась кучка любопытных , желающих влиться в игру с четвероногим, ребятишек.

 

3. Детям свойственна эгоцентричность. Это значит, что они не могут поставить себя на место другого человека, понять, что он чувствует. Наблюдая и общаясь с животными, которые просто не умеют скрывать свое состояние, детишки учатся сочувствовать, сопереживать, понимать окружающих, что, согласитесь, немаловажно.

 

4. Подвижные, гиперактивные дети, общаясь с собакой, реализуют избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло, а это, между прочим, также сохраняет ваши драгоценные нервные клетки и способствует улучшению ваших взаимоотношений.

 

5. Животные не умеют говорить, но они издают звуки, сигнализируют о своих потребностях и настроении позой, движениями, взглядом. Дети учатся понимать животных и людей без слов, кроме того, это помогает развитию фантазии, воображения.

 

6. Наличие в доме животных дисциплинирует. В общении с ними ваше чадо быстрее и лучше усваивает, что все живое требует питания и ухода, возможно, ему придется перестроить свой распорядок дня в соответствии с нуждами своего любимца. В результате у ребенка формируется чувство ответственности, потребность и навыки заботы не только о себе, но и о других, что является самой лучшей прививкой от эгоизма (особенно если ваш малыш не осчастливлен присутствием братиков или сестричек).

 

7. Дети обычно не боятся собак, тянутся к ним, но если в результате какого-нибудь травмирующего случая (испуга, например) ваш ребенок испытывает страх перед собаками, можно порекомендовать завести щенка (маленького, пушистого, который вызывает только положительные эмоции). Общаясь с ним, играя, наблюдая за его ростом, ребенок постепенно преодолевает свой страх и по отношению к другим животным, что в свою очередь поможет ему обрести уверенность в себе, повысит его самооценку.

 

8. Животные способны формировать некоторые черты личности. Так, например, в исследованиях психологов было выявлено, что дети, имеющие дома кошку (и мальчики, и девочки), отличаются непосредственностью, мягкостью, творческими способностями, независимостью. Те, у кого есть собаки, аккуратны, собранны, дисциплинированны, общительны и склонны к лидерству. Это обусловлено особенностями поведения этих животных. Вполне естественно, что такая особенность собаки, как потребность в руководящей роли человека, готовность подчиняться, способность к дрессировке и формирует у ребенка такие качества, как ответственность, склонность к лидерству, а необходимость несколько раз в день выводить своего друга на прогулку - дисциплинированность.

 

9. И последнее (по порядку, а не по значению, как говорят англичане). Общаясь с животными, ухаживая за ними, ребенок учится доброте, любви и бережному отношению ко всему живому, чего, согласитесь, нашему обществу порой так недостает.

 

Закончить мое повествование можно и словами из песни: "Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь..."

Но лично от себя очень хочу пожелать Вам, не лишать такого счастья, как общение с животными ни себя, ни Ваших деток. :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все это хорошо, но вот как отреагируют 2 кота на появление нового члена семьи? Коты наши гуляют по улице и меня беспокоит то, чтобы они не лезли к ребенку... Ведь новорожденным это совсем не надо...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

с детства всегда жили у нас и кошки, и собачки - так веселее! Сейчас Поля носится по квартире с кошкой на перегонки и ребенку хорошо-есть чем заняться, и мне - могу дела поделать, правда уборку приходится отложить на другое время, главное приучить ребенка любить братьев меньших - не обижать их и не издеваться над ним! думаем еще кого-нибудь завести...мама предлогает рыбок или еще кошку, муж собаку и шиншилу...

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как со старшим при рождении было не помню, кот ушел( я надеюсь его не сбила машина) или его украли(ну очень всем нравился) когда старшему было 8 мес.

А вот первый день когда младшего привезли домойbd71f64ded36t.jpg

Кот постоянно лез и в кровать и в коляску, я особо не гоняла, смотрела только чтобы не лез в лицо. Я бы даже сказала что кот ревнует, до рождения все внимание было направлено к нему, когда приходил с улицы и покормят, и погладят, и попить, молочка не хочешь, пожалуйста водички. А когда мелкий появился, естественно, все внимание малышу.

Кстати, где-то читала что коты никогда не тронут детенышей хозяина, будут терпеть что угодно. А вообще я обожаю котов, в детстве мне не разрешали завести кота, сейчас отрываюсь.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У нас тоже был кот, когда Гоша родился. Активно лез в кроватку, в коляску спать укладывался или на мех.комбинезон, но не обижал, скорее любопытничал.

"Помогал" кричать :), начинал суетиться и мяукать, когда ребенок плакал (типа :"Хозяева, ваш котенок плачет! Скорее сюда!") и всегда наблюдал за купанием.

Ну а потом детеныш подрос и пытался сначала глазки у кота нащупать, подергать уши-хвост, оседлать, с саблей за ним гонялся, так что коту пришлось освоить поддиванную жизнь.

Где-то в 3 ребенкиных года снова настал мир, Гоша любит покормить, погладить, но кот настороже.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Stasy, я думаю, что отреагируют Ваши коты совершенно нормально на появление малыша, они же сами не котята. И все хорошо понимают. А на счет шерсти и т.д. Просто поддерживать чистоту в доме придется немного чаще, чем обычно (полы лишний разок влажной тряпочкой протереть).

А где-то читала и такие факты, что дети растущие с рождения с животными рядом, не имеют аллергии на шерсть, иммунитет у них крепче, чем у сверстников, растущих без животных в полной санитарии.

Так что сами не переживайте, а настраивайтесь положительно, уверенно и все будет ХОРОШО! :good: :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мы с рождения с собачкой :) Из негатива вижу только отсутствие страха перед чужими животными, хотя и перепадало уже малость :connie_wackygirl:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Олеся, я с такой смелостью у деток часто встречаюсь. Особенно у малышей, ну лет до 3-3,5. А потом уже начинают с опаской смотреть на больших собак. Так что и твоя малышка должна вскоре понять, что чужие собачки не всегда добрые и ласковые, как своя. :)

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
представьте, вы с ребенком вышли прогулять своего замечательного пса, ваш малыш с удовольствием играет с собакой, а вокруг них уже собралась кучка любопытных , желающих влиться в игру с четвероногим, ребятишек.

ага, а дальше следует "Это МОЯ собака!" :girl_sad:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Олеся, у нас такая же ерунда, никаких чужих собак не боимся. А вот за нашей кошкой интересную особенность заметила - если Саша плачет, она часто приходит к нему и начинает "утешать", прямо как из мультфильма "Кошка, которая гуляла сама по себе".

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Дважды мамулечка

Наша кошка тоже дочу жалеет, если та плачет. А когда с роддома привезли, так она постоянно в кроватку прыгала и обнюхивала "новое существо" в доме. Обежалась на меня, что вниманием её обделяю и не ласкаю. Зато теперь, мелкая её таскает за шкирку, а она терпит, бедняга, и даже не царапается.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я очень рада,что у нас есть такса,сынок очень тянется к ней,играет с ней,а она с ним,и ходит за ним по пятам,печеньку раскрошит-подберет)))ластится об него,веселит его так,что он в голос заливается смехом,а мне как маме приятно видеть такое,что они ладят.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.



×
×
  • Создать...