Перейти к публикации

Воспитание в Японии


Долли

Рекомендованные сообщения

Воспитание детей в Японии

 

Как же растут малыши в стране восходящего солнца?

 

Действительно, традиционная система воспитания позволяет ребенку абсолютно все до достижения им пяти-шести лет. Да, он может пинать маму ногами в магазине, чтобы купила понравившуюся игрушку, бросать песок в глаза товарища, играя с ним в песочнице, лазить ногами на сиденье в метро, пользоваться спичками, зажигая плиту. Ему никто этого не запретит и никто не удивится такому поведению, никто не накажет. Но мать посмотрит с укором и обязательно скажет что-то типа «мне больно», «опасно», «горячо».

 

То есть ребенок должен понять правильность или неправильность своих поступков, исходя из собственного опыта, оценив последствия своего поступка, а не через укоры и наказания. И главным фактором воспитания является личный пример матери.

 

В связи с тем, что отец практически не принимает участия в воспитании детей, а проводит с ними время только на выходных (в лучшем случае), дети привязываются к матери с неимоверной силой и попадают в зависимость от нее. Она никогда не повысит голос, не поднимет руку, не отшлепает и не будет читать нравоучений. Но если ребенок не слушается, то на этот счет у них есть свои методы. Например, мать начинает дразнить свого ребенка, говоря, что он ей такой не нужен и может быть, они с папой подумают, не поменяться ли им детьми с соседкой, у которой такой замечательный сын. Ребенок в таком случае, хочешь-не хочешь, начинает оценивать правильность своих поступков и исправляться, лишь бы мама не исполнила задуманное.

 

Несмотря на то, что в Японии есть дошкольные учреждения - детские сады и ясли, в которых занимаются воспитанием и образованием детей, все-таки принято считать, что хорошая мать сама занимается своим ребенком. И устроить малыша в садик становится возможным только в том случае, если оба родителя работают больше четырех часов в сутки. Почему маме нельзя заниматься домашними делами, пока ребенок находится в садике, остается непонятным. Тем более, что система воспитания детей в дошкольных учреждениях является достаточно гармоничной для их общества.

 

Так, например, дети учатся общаться со сверстниками, развивают внимание на ежедневных занятиях во время прогулки по окрестностям, приучаются к телесной чистоте, занимаются с воспитателями развитием речи, мелкой моторики, которая в будущем будет необходима для четкого и правильного написания иероглифов. Там занимаются с детьми, развивают их, учат, воспитывают. Группы небольшие, в среднем по 8 человек. Состав группы меняется каждые полгода, чтобы ребенок, который не смог найти общий язык со сверстниками или воспитателем, мог реабилитировать себя в другом составе. А тот, кому было хорошо и раньше, сменил обстановку и попробовал оценить свои способности и возможности в новом коллективе.

 

Самыми популярными занятиями являются: спорт, групповые игры и хоровое пение. При этом японцы считают ненужным выделять из группы лидера, они учат детей общению только внутри коллектива, не выходя за его рамки. Более того, детей никогда не сравнивают и не проводят между ними состязаний, не хвалят и не ставят оценки. То есть, если ребенок лучше всех читает, то он не молодец, а такой как все. А тот, кто читает хуже всех, не становится хуже других, а просто ему нужно больше заниматься.

 

Тем не менее, к шести годам ребенок попадает под свод бесконечных правил и запретов. И никуда от этого не деться, приходится подстраиваться. Жизнь – это игра по правилам, тот, кто их не соблюдает, «теряет лицо», а для японца нет ничего постыднее. Поэтому правила приходится соблюдать.

 

 

 

 

А вы что думаете о такой системе?

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На самом деле такая система воспитания практикуется не только в Японии, но и в некоторых европейский странах. Моя племянница живет в Нидерландах и сына воспитывает именно по такому принципу. Но там это норма. Никто не осудит родителей, если их ребенок орет в супермаркете, или из упрямства сидит на асфальте в луже, или рисует дома на обоях.

У нас же страшно представить какая волна осуждения поднимется, если прохожие заметят, что мама не обращает внимания на орущее чадо. И советчиков и утешителей найдется масса моментально.

Я лично не смогла бы так. Мне кажется, что границы дозволенного все-таки должны быть. Собственный опыт хорошо, но, как говорится, дураки учатся на своих ошибках, умные - на чужих. Зачем лишний раз подвергать ребенка опасности или ставить его перед выбором в ситуации, которую вполне могут контролировать родители. Мне кажется, что ребенку достаточно пространства для познания мира и принятия самостоятельных решений без таких радикальных способов воспитания.

Единственное, с чем из этой системы воспитания я полностью согласна,это постоянное внимание к ребенку, развитие его творческого потенциала и свободы выбора. Например, я всегда предлагаю сыну на выбор несколько вариантов одежды. Например, на улице холодно и нужно одеть свитер, какой именно из трех предложенных - решает он сам. Никогда не ограничиваю ребенка в желании помочь маме. Пусть даже эти действия будут неуклюжими или бесполезными. Поощряю любые творческие порывы и увлечения.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как-то в налоговой сидела и слышала разговор женщины, которая является бабушкой такого "японца". Итог - родители поняли, что ошиблись, позволяя ребенку все. Я категорически против такого воспитания. Лучше постепенно, доступно в свое время объяснять ребенку что хорошо, а что плохо. Как так: вчера тебе это можно было сделать, а сегодня нет!? :blink:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Все равно дети, независимо от системы воспитания, копируют нас полностью.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Честно говоря, я ничего об этом не думаю, ибо считаю, что лучшее воспитание - это личный пример, поэтому мне кажется, не удастся перенять адекватно японский метод воспитания в условиях отдельно взятой российской семьи :dirol:

 

Сама пока воспитываю ребенка с куда большей свободой действий, чем было у меня, к примеру. Но не могу сказать, что это какая-то моя позиция - просто на сегодня я так себя чувствую и поступаю интуитивно. Думаю, по мере его взросления, рамки будут сужаться постепенно.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А меня из этой статьи покоробили методы мам японских.... что если ребенок себя плохо ведет - его мама хочет отдать соседу. Ужас какой для ребенка.. он же реально верит, что мама его сможет отдать. Ниже пишут, что детей не сравнивают в садике друг с другом, а мамы значит сравнивают с соседскими детьми.

Я бы лично не хотела, чтобы мой ребенок вырос с японской системой ценностей и мотивацией.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На самом деле такая система воспитания практикуется не только в Японии, но и в некоторых европейский странах.

и тоже в 6 лет ребенок из "короля" делается "рабом"?

 

А вообще, на мой взгляд, это травма для психики ребенка, конечно. Тут тебя холили, лелеяли, а потом - раз и все. :huh:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не знаю. Я так не пробовала воспитывать.

Племянница не жалуется. Говорит он сам стал понимать что можно, а что нельзя. Уравновешенный, спокойный. На год старше моего сына. Но ему действительно ВСЕ позволялось. Но там это скорее норма. Не нормально видеть, как родители тащат из лужи упирающееся дитя или нервно шикают на него в супермаркете.

Наверное в каждой стране не спроста складывалась та или иная система воспитания. Мы же в социуме живем, а не просто сами с собой. Так что воспитание зависит и от этого тоже.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну в общем, как я поняла, в европейских странах как дают волю, так ее и не забирают :)

в Японии по-другому совсем. Вот:

Первый период – это возраст до 5 лет. Действительно, в этот время ребенку все разрешается и не только родные, но и окружающие с пониманием относятся к детским шалостям или капризам. Основной принцип этого периода – относись к ребенку «Как к королю»

Второй период от 5 до 15 лет. Принцип этого периода – «Как к рабу». Вот и подошли мы к тому, о чем так мало порой знают наши сторонницы японского воспитания Именно ему Япония обязана тому что японцы такие какие они есть сегодня – старательные, вежливые, воспитанные, не мыслящие себя без коллектива, верные этому самому коллективу (обычно, это фирма, в которой работает японец)

Именно в этот период, с пяти лет, начинается жесткая ломка личности. «Будь как все, не высовывайся, учись жить в коллективе». Думаю, не ошибусь, если скажу, что именно с этой целью в государственных детских садах (как в частных – не знаю) даже введена форма одежды. Ребятишек учат читать, считать, писать, то есть готовят к школе. Но основной задачей японского детского сада является не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. Все применяемые методы ведут к одному результату - «будь как все». При пении хором – нет солистов, в спортивных соревнованиях нет победителей. Детям объясняют, что победа одного – это «потеря лица» другого. Так ли это плохо? Не знаю. Но думаю, что это крайность. А крайности всегда чреваты последствиями.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Но пока в Японии последствия не таки уж и жуткие. И уровень жизни и отношение к людям, и технический прогресс. Для японцев оно может быть чистое благо. Я не зря сказала, что в каждой стране формировалась своя система воспитания. Наверняка веками учитывался опыт поколений и особенности развития именно этой нации. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу- смерть.

А в Европе да, как дали свободу, так и не отбирают.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, для общества государства в целом все замечательно, согласна. А вот мне интересно, что у японца в душе после таких вот переломов... :unsure:

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Думаю, что ничего особенного. Для них это норма существования. Генетическая память наверняка работает.

Хотя для большинства из нас это неприемлемо. Другая культура, другая религия, другое воспитание. И люди другие.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.



×
×
  • Создать...