Перейти к публикации

Наказание


Натали

Рекомендованные сообщения

Вот сюда еще кусочек скопирую, полный текст тут http://kids60.ru/index.php?showtopic=5337&st=80&gopid=326426entry326426

Наказание или естественные последствия?

 

Часто родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как? Но с наказаниями вот какая есть проблема. Во взрослой жизни-то наказаний практически нет, если не считать сферу уголовного и административного права и общение с ГИБДД. Нет никого, кто стал бы нас наказывать, «чтобы знал», «чтобы впредь такого не повторялось». Все гораздо проще. Если мы плохо работаем, нас уволят и на наше место возьмут другого. Чтобы наказать нас? Ни в коем случае. Просто чтобы работа шла лучше. Если мы хамоваты и эгоистичны, у нас не будет друзей. В наказание? Да нет, конечно, просто люди предпочтут общаться с более приятными личностями. Если мы курим, лежим на диване и едим чипсы, у нас испортится здоровье. Это не наказание — просто естественное следствие. Если мы не умеем любить и заботиться, строить отношения, от нас уйдёт супруг — не в наказание, а просто ему надоест. Большой мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнёшь — и задача взрослого человека просчитывать последствия и принимать решения.

 

Если мы воспитываем ребёнка с помощью наград и наказаний, мы оказываем ему медвежью услугу, вводим в заблуждение относительно устройства мира. После 18 никто не будет его заботливо наказывать и наставлять на путь истинный (собственно, даже исконное значение слова «наказывать» — давать указание, как правильно поступать). Все будут просто жить, преследовать свои цели, делать то, что нужно или приятно лично им. И если он привык руководствоваться в своем поведении только «кнутом и пряником», ему не позавидуешь.

 

Ненаступление естественных последствий — одна из причин, по которым оказываются не приспособлены к жизни дети, выпускники детских домов. Сейчас модно устраивать в учреждениях для сирот «комнаты подготовки к самостоятельной жизни». Там кухня, плита, стол, все как в квартире. Мне с гордостью показывают: «А вот сюда мы приглашаем старших девочек, и они могут сами себе приготовить ужин». У меня вопрос возникает: «А если они не захотят? Поленятся, забудут? Они в это день без ужина останутся?» — «Ну, что вы, как можно, они же дети, нам этого нельзя, врач не разрешит». Такая вот подготовка к самостоятельной жизни. Понятно, что профанация. Смысл ведь не в том, чтобы научиться варить суп или макароны, смысл в том, чтобы уяснить истину: там, в большом мире, как потопаешь, так и полопаешь. Сам о себе не позаботишься — никто этого делать не станет. Но от этой важной истины детей тщательно оберегают. Чтобы потом одним махом выставить в этот самый мир — и дальше как знаешь...

 

Вот почему очень важно всякий раз, когда это возможно, вместо наказания использовать естественные следствия поступков. Потерял, сломал дорогую вещь — значит, больше нету. Украл и потратил чужие деньги — придётся отработать. Забыл, что задали нарисовать рисунок, вспомнил в последний момент — придется рисовать вместо мультика перед сном. Устроил истерику на улице — прогулка прекращена, идём домой, какое уж теперь гуляние.

 

Казалось бы, все просто, но почему-то родители почти никогда не используют этот механизм. Вот мама жалуется, что у дочки-подростка стащили уже четвёртый мобильный телефон. Девочка сует его в задний карман джинсов и так едет в метро. Говорили, объясняли, наказывали даже. А она говорит, что «забыла и опять засунула». Бывает, конечно. Но я задаю маме один простой вопрос: «Сколько стоит тот телефон, что у Светы сейчас?». «Десять тысяч — отвечает мама, — две недели назад купили». Не верю своим ушам: «Как, она потеряла уже четыре и вы опять покупаете ей такой дорогой телефон?» — «Ну, а как же, ведь ей нужно, чтобы были и фотоаппарат, и музыка, и современный чтоб. Только, боюсь, опять потеряет». Кто б сомневался! Естественно, в этой ситуации ребёнок и не станет менять своё поведение — ведь последствий не наступает! Его ругают, но новый дорогой мобильник исправно покупают. Если бы родители отказались покупать новый телефон или купили самый дешёвый, а ещё лучше — подержанный, и оговорили срок, в течение которого он должен уцелеть, чтобы можно было вообще заводить речь о новом, то Света уж как-нибудь научилась бы «не забывать». Но это казалось им слишком суровым — ведь девочке нужно быть не хуже других! И они предпочитали расстраиваться, ссориться, сокрушаться, но не давали дочке никакого шанса изменить поведение.

 

Не стесняйтесь нестандартных действий. Одна многодетная мама рассказывала, что устав от препирательств детей на тему, кто должен мыть посуду, просто перебила одну за другой все вчерашние тарелки, сваленные в мойку. Эксцентрично, да. Но это тоже своего рода естественное следствие — ближнего можно довести, и тогда он будет вести себя непредсказуемо. Посуда с тех пор исправно моется.

 

Ещё одна мама, замученная привычкой ребёнка беспрерывно ныть, стала надевать наушники плеера и пританцовывать под музыку, как только раздавалось нытьё. Заранее она предупредила ребёнка, что будет так делать, объяснила, используя Я-высказывания, что больше не может это слушать и предложила использовать условный знак — поднятую руку — чтобы дать ей понять, что нытьё уже кончилось и можно снимать наушники. Всё это было сделано весело, доброжелательно и совершенно не в форме наказания. Просто: ты хочешь ныть — имеешь право, а я не хочу слушать — тоже имею право. Смотри, как я здорово придумала, чтобы и тебе было хорошо, и мне. Проблема решилась за три дня. Естественно, нытьё как таковое ребенку никакого удовольствия не доставляло.

 

Другая семья просидела всем составом неделю на макаронах и картошке — отдавали деньги, которые были утащены ребёнком в гостях. Причем свою «диету» семейство соблюдало не со страдальческими физиономиями, а подбадривая друг друга, весело, преодолевая общую беду. И как все радовались, когда в конце недели нужная сумма была собрана и отдана с извинениями, и даже осталось ещё денег на арбуз! Больше случаев воровства у их ребёнка не было.

 

Обратите внимание: никто из этих родителей не читал нравоучений, не наказывал, не угрожал. Просто реагировали как живые люди, решали общую семейную проблему, как могли.

 

Понятно, что есть ситуации, когда мы не можем позволить последствиям наступить, например, нельзя дать ребёнку вывалиться из окна и посмотреть, что будет. Но, согласитесь, таких случаев явное меньшинство.

Да, и я не знаю, что отвечать на вопросы типа «Четырехлетка не слушается, что делать?» Я не в курсе, «где у него кнопка».

 

Тут очень много факторов: состояние родителя, взаимоотношения до того, история ребенка, характер и темперамент обоих, ситуация, участие третьих лиц и много всего.

 

Да и вообще, никто не знает «что делать» чтобы ребёнок все время делал то, что мы хотим. И слава Богу.

 

Битьё как вредная привычка

 

Родители задают много вопросов, про «что же делать, если всё-таки бывает». Это очень важная тема, потому что бороться с жестоким обращением ныне тьма желающих, а вот помогать родителям, которые хотели бы «завязать», мало кто хочет и может. По данным опросов, 52% россиян используют физические наказания детей. Такой вот масштаб проблемы.

Прежде всего хочу сказать: я безмерно уважаю тех родителей, которые, будучи сами биты в детстве, стараются детей не бить. Или хотя бы меньше бить. Потому что их Внутренний родитель, тот, который достался им в наследство от родителей реальных, считает, что бить можно и нужно. И даже если в здравом уме и твёрдой памяти они считают, что этого лучше не делать, стоит разуму ослабить контроль (усталость, недосып, испуг, отчаяние, сильное давление извне, например, от школы) — как рука «сама тянется к ремню». И им гораздо труднее себя контролировать, чем тем, у кого в «программе» родительского поведения это не записано и ничего никуда не тянется. То же относится к крику, молчанию, шантажу и т. д.

 

Итак, про что же делать... Я бы сказала, что первое — запретить себе фразы типа «ребёнок получил ремня». Особенно меня передергивает от «ему по попе прилетело». Это языковая и ментальная ловушка. Никто сам по себе ничего не получал. И уж точно никому ничего от мироздания не прилетало. Это вы его побили. И под видом «типа юмора» пытаетесь снять с себя ответственность. Некоторые считают, что «он совершил проступок и получил по заднице — это естественные последствия». Нет. Это самообман. Пока вы ему предаетесь, ничего не изменится. Как только научитесь хотя бы про себя говорить «Я побил (а) своего ребёнка», удивитесь, насколько вырастет ваша способность к самообладанию. То же самое с фразами типа «без этого все равно нельзя». Не надо обобщать. Научитесь говорить «Я пока не умею обходиться без битья». Это честно, точно и обнадёживает.

 

Ребёнок, когда делает что-то не так, обычно не хочет плохого. Он хочет чего-то вполне понятного: быть хорошим, быть любимым, не иметь неприятностей и т. д. И трудное поведение — просто плохой способ этого достичь. Вот всё то же самое справедливо по отношению к родителям. Очень редко кто ХОЧЕТ мучить и обижать своего ребёнка. Исключения есть — это то, о чем шла речь в пункте 8, с оговорками — 6 и 7. И это очень редко. Во всех других случаях родитель хочет вполне хорошего или, по крайней мере, понятного. Чтобы ребёнок был жив-здоров, чтобы вёл себя хорошо, чтобы не нервничать, чтобы иметь контроль над ситуацией, чтобы не стыдиться, чтобы пожалели, чтоб всё как у людей, чтобы разрядиться, чтобы хоть что-то предпринять и т. д.

 

И, собственно, по той же логике: если понять про себя, чего ты на самом деле хочешь, когда бьёшь, какова твоя глубинная потребность, то можно придумать, как удовлетворить эту потребность иначе. Например, отдохнуть, чтобы не надо было разряжаться. Или научиться не реагировать на оценки посторонних, чтобы не стыдиться. Или убрать какие-то опасные ситуации и вещи, чтобы ребёнку не угрожала опасность. Или что-то превратить в игру, чтобы контролировать ситуацию весело. Или сказать о своих чувствах ребенку (супругу, подруге), чтобы быть услышанным. Или пройти психотерапию, чтобы освободиться от власти собственных детских травм. Или изменить свою жизнь, чтобы не ненавидеть ребёнка за то, что она «не удалась»... А дальше придуманные альтернативные способы пробовать и смотреть, что будет. Не подошло одно — пробовать другое.

 

Привычка эмоционально разряжаться через ребенка --- это просто дурная привычка, своего рода зависимость. И эффективно справляться с ней нужно так же, как с любой другой вредной привычкой: не «бороться с», а «научиться иначе». Не «с этой минуты больше никогда» — все знают, к чему приводят такие зароки, — а «сегодня хоть немного меньше, чем вчера», или «обойтись без этого только один день» (потом «только одну неделю», «только один месяц»).

 

Не пугаться, что не всё получается. Не сдаваться. Не стесняться спрашивать и просить помощи. Держать в голове древнюю мудрость «Лучше один шаг в правильном направлении, чем десять в неверном». И помнить, что почти всегда дело в собственном Внутреннем ребёнке — обиженном, испуганном или сердитом. Помнить о нём и иногда, вместо того чтобы воспитывать своего реального ребёнка, заняться тем мальчиком или девочкой, что бушует внутри. Поговорить, пожалеть, похвалить, утешить, пообещать, что больше никому не дадите его обижать.

 

Это не быстро и не сразу. И нужно очень друг друга на этом пути поддерживать супругам, и знакомым, и просто всем, кто...

Зато, если получается, выигрыш больше, чем все сокровища Али-бабы. Приз в этой игре — разрыв или ослабление патологической цепи передачи насилия от поколения поколению. У ваших детей Внутренний родитель не будет жестоким. Бесценный дар вашим внукам, правнукам и прочим потомкам до не знаю какого колена.

 

В статье использованы выдержки из книги «Трудный возраст». Заказать эту и другие книги можно на сайте издателя.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Хорошая статья, спасибо.

Мой тут потерял телефон, подаренный дедушкой (без согласия родителей), теперь ноет, что все с телефонами-а он, нет. Сказала, что не куплю-потому что не ценишь и снова потеряешь. Предложила самому копить, зарабатывая денежки, и потом купить на свои деньги. Тогда, надеюсь, и отношение другое будет.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если бы была возможность отправлять ребенка одного без телефона - я бы, наверное, каждый потерянный тоже не восстанавливала. Но увы, он уже в таком возрасте, что везде бывает сам. Потерял уже три телефона на сегодняшний день.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из книги психотерапевта В.Леви "Новый нестандартный ребенок, или как воспитывать родителей"

 

Как же тогда наказывать, чтоб на пользу?

Косвенное неодобрение Учитель музыки - Сашеньке: - Предупреждаю, если ты не будешь вести себя как следует, я сказку твоим родителям, что у тебя есть талант.

Очень сильный, тонкий и разнообразный метод.

Один из вариантов, часто употребляющихся стихийно, - простое игнорирование. Не высказывать никаких оценок - поставить нуль.

Не пережимать: одно дело не замечать поведения, другое - не замечать человека. Не играть в молчанки и угадайки, не демонстрировать своего плохого настроения в связи с чем-то, о чем ребенок должен сам догадаться. Это непосильно и для психики взрослого.

Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, как наш ребенок, ему или кому-либо в его присутствии (см. «Рикошет»). Маленькому можно в виде сказки. При этом допустимо и некоторое утрирование, чтобы все было ясно, а если к тому же смешно, еще лучше. Даже если не подаст вида - дойдет, хорошие шансы.

Рассказать к случаю о каком-то своем прошлом поступке, о котором теперь сожалеем, объяснив почему. Один из лучших методов для всех возрастов. Но требует ума с обеих сторон. С исповедями не спешить.

Ироническая похвала Крутил чашку, докрутился, разбил. «Молодец, из чайника пить удобнее. И чайник тоже бей, будем пить из ведра». Экономнее и сильнее, чем: «Ну сколько же раз говорить тебе!.. Что ж ты делаешь, такой-сякой! Всю посуду перебил!.. Пора уже...» Осторожно с похвалами в адрес других! Это тоже косвенное неодобрение...

Осторожно с насмешкой Учитель говорит школьнику: - Завтра пусть придет в школу твой дедушка!

- Вы хотите сказать - отец ?

- Нет, дедушка. Я хочу показать ему, какие грубые ошибки делает его сын в твоих домашних заданиях.

Острое оружие. Применимо только к детям и взрослым с развитым чувством юмора, то есть только к тем, кто способен ответить тем же.

При обостренном самолюбии можно применять в качестве стимулятора только в гомеопатических дозах и только наедине. Закон неприкосновенности в полной силе. Лучше недошутить, чем перешутить.

Мягкое подтрунивание, веселая ирония как постоянный фон отношений - прекрасно для всех характеров и возрастов, надежный контакт. Этот стиль стоит освоить, не боясь и некоторой эксцентричности.

Бояться только однообразия.

Вместе с тем опасаться двойственности. Ругаем страшными словами, а в интонациях, а в глазах: «Ты же знаешь, как я тебя обожаю, свинью единственную, ты же знаешь, что в конце концов я тебе все позволю...» Одна рука гладит, другая бьет...

Сколько драгоценных минут и часов, сколько жизней отравляются стерегущей угрозой...

Не естественно ли, что те, для кого это наказание непосильно, вырабатывают защиту, имеющую вид душевной тупости, глухоты к любым чувствам?..

И у самых вульгарных скандалистов и невменяемых крикунов могут вырасти прекрасные, всепонимающие, веселые дети.

И у самых культурных, разумных и сдержанных - и подонки, и психопаты. И строгость, и мягкость, и диктатура, и демократия могут дать и великолепные, и ужасные результаты. Индивидуальность решает.

Не забудем же слова, давно сказанные: «Все есть яд, и все есть лекарство. Тем или другим делает только доза».

Наказание виной и огорчением «Ребенок должен бояться меня огорчить», - эгоистическая манипуляция чувствами и принуждение ко лжи в скором будущем... Жуткое наказание - непрерывно знать, что причиняешь боль, виноват, всегда виноват!..

Примем реальность: ребенок, не будучи совершенством, не может не огорчать любящих его. Не может и жить в постоянном страхе причинить огорчение. Защищается от этого страха.

По-настоящему мы наказываем ребенка только своими чувствами.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.



×
×
  • Создать...