Перейти к публикации

О детях

"мелочи", не достойные отдельной темы

Irbis
 Рассказать
Подписчики 11

Рекомендованные сообщения

Ира, а может это возрастной какой-то этап? Мой Шурик был беспроблемным ребенком, с ним можно было зайти в дм и выйти с подарком для друга без слез и истерик. Но лет в шесть началось "ты мне ничего не покупаешь". Мог это выдать на кассе магазина с полной тележкой ништяков, если откажусь еще шоколадку добавить. Я тогда радикально поступала: ну ничего не покупаю, значит ничего. И все вкусняшки под его ор кассиру: извините, мы это брать не будем. В этом же возрасте получил в подарок от бабушки плюшевого мишку. Мы поехали моей племяшке покупать, ему разрешили выбрать что-то для себя. Взял лего, но увидел мишку для Сони: я тоже такого хочу. Отнес конструктор на место, взял медведя.

Потом как-то снова прошло: мои забыла, нет денег и и так попа слипнется, опять стали аргументами.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ир, твоим, конечно, может и рановато.

рановато им, да.

А вот максима по ходу карманные деньги пролечили, да. Два года, правда, понадобилось, но в итоге результат ничегошный.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Воооот. И у нас та же история. "Купи то, купи это...", "а что ты мне купила?","купи мне шоколадку, я ее никогда не ел..." (ну-ну..). В магазин нельзя спокойно зайти, чтобы не поскандалить. Хотя, меня ему не удается развести, сказала нет, значит-нет. Зато папу, дедушку (он его часто из сада забирает), постоянно разводит на игрушки и вкусняшки. Уже и им и Кире было сказано, что если потащит кого в магазин, домой из садика не пущу.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ир, а ты ж сама про себя где-то писала, что тебе в детстве хотелось именно фигни всякой, когда путное и нужное и так покупали

 

моя тоже просит, тоже говорит "почему всегда все по-твоему и все тебе (ага, хлеб, молоко и картошка, все мамочке), а мне никогда и ничего!" притом, что Вике у нас покупается больше чем всем остальным

но я с ней обычно только в продуктовые магазы захожу, там можно выбрать йогурт или сладость (или вообще склоняю к полезной еде - кефир и бананы и сделать йогурт самим и на всю семью)

 

хотя были с ней перед НГ в Детском мире, набрали лего Машке в подарок, и на новый год, и на день рождения, тащим кучу коробок на кассу и она спрашивает: "Мам, а у нас на все это хватит денег?" Т.е. где-то в голове что-то шевелится.

  • Like 1
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Божья коровка

если кто в контакте не читал- рекомендую (особенно у кого мало детей )))

 

 

ВСЕ ДЕТИ… ПРОСТО РАЗНЫЕ! (Откровения многодетной мамы)

 

Только теперь, когда у меня четверо детей, я научилась спокойно реагировать на смелые заявления других родителей: что их дети никогда бы себе чего-то «такого» не позволили, что их дети никогда не лечились антибиотиками, что их дети уже в два года рисуют человечков, а в восемь могут двадцать раз отжаться. Я спокойно отвечаю: «75% моих детей тоже никогда бы себе такого не позволили, 50% моих детей ни разу не лечились антибиотиками, 25% моих детей в два года научились рисовать человечков и половина спокойно отжимается даже не двадцать, а двадцать пять раз».

 

Десять лет назад, когда я была молодой мамой одного мальчика Саши, мне казалось, что я знаю о детском воспитании все. А именно – что мой ребенок является примером полнейшего родительского педагогического провала и моя материнская карьера, едва начавшись, пришла к бесславному концу. Сашенька рос неуправляемым, буйным и до средней школы не показывал никаких художественных склонностей или талантов. Вообще. Я делала все, что могла, чтобы развить его интеллект с пеленок – на зубок знала методики Монтессори, Зайцева, Домана, Никитиных, покупала журналы со статьями о детской психологии, шила для малыша игрушки в виде тряпичных букв, набитых гречкой, ставила классическую музыку и показывала альбомы с картинами эпохи Ренессанса.

 

Но, еще не научившись стоять на ногах, мой первенец превратился в тирана, своим ором и бескомпромиссностью, терроризировавшего всю семью. С ним невозможно было никуда пойти – две попытки посетить кофейню и ресторанчик увенчались провалом, несъеденной едой и недоумевающе-раздраженными взглядами других посетителей. Потому что Сашенька, полуторагодовалый сообразительный мальчик, просто орал. Он орал в гостях, он орал во всех людных местах, он орал и не слушался везде, где мы бывали. Дома он вывел из строя всю бытовую технику, до какой мог добраться и даже развинтил офисное кресло! За полтора года как-то наловчившись обращаться с ним, я прониклась скепсисом по отношению ко многим методикам развития детского интеллекта – я твердо решила, что придуманы они а) для девочек б) для достойных родителей, а не для таких тряпок, как я.

 

Когда я была мамой только одного мальчика Саши, мне казалось, что я знаю о детском здоровье все. Саша, которому уже сейчас одиннадцать – не болеет. Никогда. Вообще. Едва у малыша зажил пупок – я стала выкладывать его, голого, в одной распашонке, на одеяльце, расстеленное прямо на полу. Малыш рос и развивался без шапочек и носочков, получал в неограниченных количествах грудное молоко, спал вместе с родителями до двух лет и был возим на море, в палаточный лагерь с песком и «антисанитарией», с шести месяцев. Его пеленки никогда не гладились, а посуда не стерилизовалась. Потому, когда знакомые мамы жаловались, что их дети болеют, у меня было мое собственное твердое мнение на этот счет: а сами виноваты. Кутать не нужно было. И грудью кормить хотя бы года полтора.

 

И потом у меня родилась девочка Катя. Если бы Катя оказалась первым и единственным моим ребенком, то я бы однозначно примкнула к тем мамам, которые, стоя в сторонке со своим опрятным послушным малышом и наблюдая за чужой безобразной истерикой, сказали бы: «вот моя девочка никогда бы себе такого не позволила!» и поставила бы себе честный жирный плюс. Катя была из тех младенцев, о которых пишут недоумевающие от чужих бед родители: «чего вы киснете, вам нужно развеяться! Смело берите ребенка с собой в рюкзачок и идите гулять, идите на выставку, идите в кино, в гости – не замыкайтесь в четырех стенах и не бойтесь носить ребенка с собой!». Катя с самых первых дней спала в своей отдельной кроватке, в другой комнате (что-то немыслимое в контексте младенца Саши) и могла часами лежать там, рассматривая подвешенные вдоль бортика игрушки, пока мы с ее старшим братом благополучно занимались на ковре рядом. Детская ревность? Я таких слов не знала, моя материнская самооценка стремительно росла. За первые Катины два месяца мы исколесили всю Киевскую и частично Черниговскую области. Без проблем останавливались в придорожных кафе, я даже возила Катю с собой в институт и библиотеку!

 

Но в три месяца случилось нечто ужасное. У дочки мало того, что поднялась температура – она начала кашлять! Я была уверена, что такого не бывает, что это не из моей реальности – давать ребенку какие-то лекарства, водить к врачу… Мне казалось, что просто нужно меньше паники, больше грудного молока, поносить на ручках – и все пройдет. Именно это я без тени сомнения советовала другим мамам, у которых болели дети. Я была уверена, что это не дети болеют, а их мамам нечем заняться. Но кашель почему-то не прошел. Врач, прописавшая нам антибиотики неделю назад (Ан-ти-би-о-ти-ки? Да никогда в жизни!) сказала твердо, так, что даже я послушалась: «Вам нужно ложиться в больницу. Немедленно. В любой момент у девочки может развиться пневмония». Две недели мы провели в больнице, получая уколы и всевозможное лечение. Я стала осторожнее. Дочка болеет в среднем раз в три месяца – любой вирус, летящий по воздуху, словно прельщается кроткой беспомощностью этой нежной хрупкой белокурой девочки, и Катюша заболевает. И как заболевает! Если поднимается температура, то не ниже тридцати девяти! И, как минимум, две недели сидения дома нам гарантированы. В пять лет, в конце весны, когда ее брат вовсю купался и гонял босиком, жарким маем, Катюша умудрилась схватить двустороннее воспаление легких. В семь, тоже летом – сильную ангину. В восемь – два пиелонефрита подряд. Благодаря Катюше я научилась «читать» анализы крови и мочи, научилась делать жаропонижающие уколы и разводить порошковый антибиотик для инъекций. Нас хорошо знают как минимум в трех больницах города. Почему?.. Что я сделала не так? Ответа на этот вопрос я так и не получила.

 

И вот передо мной оказались два совершенно разных ребенка. Рожденных от одинаковых родителей, употребляющих одинаковую пищу, живущих в одной комнате – и потрясающе, невообразимо разных! Немыслимые, невозможные для Саши вещи – его сестра делает с легкостью, словно никто ее этому и не учил. В то же время Сашина собранность, методичность, ответственность – чужды «летающей в облаках» Катюше. Наша старшая девочка почти не ходила в садик и могла часами сидеть, складывая пазлы (Саша, до определенного возраста, эти пазлы ел) и рисовала потрясающие картинки. Слушала книжки, которые я могла читать ей с утра до вечера. Как будто бы сама, без чьей-либо помощи, научилась читать и писать. А ведь первые Сашины полгода в школе были суровым испытанием! Из детского сада моего первенца выпустили с рекомендацией «индивидуального обучения», и, откровенно говоря, в семь лет он был совершенно не готов к школе. По инерции, я продолжала несколько лет считать себя матерью-неудачницей и всячески оправдывалась перед учительницей, но в пятом классе выяснилось, что у Саши очень все хорошо складывается с математикой. Более того, он начал читать толстые романы из «Библиотеки приключений» и детскую классику, а также рисовать хитрые инженерные чертежи и топографические карты. Мне очень хотелось отдать сына в какой-то кружок, но он нигде не приживался, пока мы не дошли до карате. За четыре года Саша достиг немалых успехов, заработав «синий» пояс и кубики на животе. Сын подрос, посолиднел и стал настоящей опорой в семье – ответственный, собранный, способный помыть посуду, приготовить для всех вкусный завтрак, поменять колесо машины и сделать массу других полезных вещей. И, главное, он очень добрый и отзывчивый.

 

Когда Саша учился в первом классе, у меня родились Евфросиния с Никитой. С первого беглого взгляда на эту парочку стало ясно, кто есть кто. Разные, как день и ночь, они не то что не походили на брата и сестру – а вообще на близких родственников! Белокурая, голубоглазая, с носиком-кнопочкой Ефросиша оказалась по характеру полным антиподом своей старшей сестры (нежной, легкоранимой, тихой) и на порядок спокойнее Саши в аналогичном возрасте. Если Саша «брал свое» ором, то Евфросиния придумывает более изощренные и артистичные способы. Она бойкая, уверенная в себе и очень вредная. Она одна из всех четырех моих детей на замечание строгим голосом пристально посмотрит в глаза и спросит: «Что такое, мама?» Глядя на Евфросинию, мне очень часто хочется воскликнуть : «Моя дочка никогда бы себе такого не позволила!» В то же время, когда Евфросиния начинает рисовать – у всех дух захватывает от того, насколько уверенными получаются штрихи и линии из-под ее крошечных пухлых пальчиков! Ее единоутробный брат Никита, рожденный семью минутами позже, – кареглазый (единственный из всей четверки), скуластый, тихий, упрямый и обидчивый. Глядя на эту парочку, понимаешь, что видишь словно две половинки единого целого, дополняющие друг друга. Никита, когда только родился, был похож на крошечного персонажа Вицына из «операции Ы». Тихий меланхолик, склонный к не совсем законным поступкам. Никита предпочитает быть «ведомым» сестрой и стоит за нее горой. В аквапарке на праздновании своего Дня рождения удалось протащить четырехлетнюю Евфросинию на взрослую «трубу», которой она не то что не испугалась, а отнеслась со сдержанным серьезным одобрением, сказав, что «не страшно и хорошо». Никита же, снаряженный в надувной круг со шлейками, едва-едва освоил крошечную детскую горку высотой полтора метра и наотрез отказывался исследовать более серьезные развлечения.

 

Когда шайке малолетних разбойников исполнилось два года, я решила отдать их в садик. Многие годы я была ярым противником всяческих дошкольных учреждений. Старший сын ходил туда примерно полтора года и очень страдал. Но обстоятельства моей жизни и работы складывались тогда таким образом, что иных вариантов не оставалось. Дочка ходила примерно год и страдала еще больше. Садик - это, наверное, самое страшное (кроме больниц, конечно), что случалось в ее жизни. Сашу и Катю мало увлекали детские утренники, коллективные занятия, хороводы и жизнь в социуме. Конечно, спустя пару недель, привыкнув, они перестали плакать по утрам в раздевалке, но зато как продолжала плакать я – от осознания, что моим детям там не место. «Максимум в шесть лет. В подготовительную группу» – размышляла я раньше, «не понимая» родителей, которые эти садики хвалят. И вдруг – шок. Козявочкам едва стукнуло два, они только научились ходить на горшок и еще совсем не умеют сами одеваться – и я веду их в детский сад. Моя старшая дочка просидела возле меня несколько лет до школы: тихо, как мышка, что-то рисуя и вырезая картинки. Но, оказалось, в природе существуют и такие дети, которым сад – прямым образом показан. Плохо управляемые, активные, скучающие дома, готовые к командной работе Ефросиша и Никита рвались к играющим на площадке детям, возились с ними, терроризировали родителей и брата с сестрой, и у меня просто не оставалось выбора. К этому моменту я поняла, что как мама – совершенно ничего не понимаю в детях и в материнстве.

 

Когда-то я считала, что для того, чтобы ребенок не болел, нужно его просто закалять и не давать антибиотики «по первому чиху». Это сработало ровно с половиной моих детей! Когда-то (пусть и недолго) я считала, что истерики на улице, ор и ужасное поведение зависит от родительского воспитания. Действительно – я смогла воспитать целого одного ребенка, который никогда не кричал ни на улице, ни дома! Когда-то я считала, что жесткий режим дня и кормления – пережитки прошлого, но опыт с двойняшками показал, что если у нас не будет режима, то у этих детей не станет и мамы. Ровно в девять вечера в доме наступает отбой, а в семь утра подъем. А несколько лет назад у нас все ложились, когда хотели и просыпались тоже, когда получится. Такой расклад казался мне прогрессивным и «экологичным». Когда-то я считала, что талант есть у каждого ребенка и проявляется он в раннем возрасте, все зависит от родительской настойчивости. На деле оказалось, что все очень индивидуально и родительская настойчивость должна проявляться прежде всего в развитии у ребенка ощущения, что его безоговорочно любят, каким бы он ни был. Я искренне не понимала и даже обижалась на тех знакомых, которые спрашивали, почему я не отдаю Катюшу в садик. Сейчас же я понимаю, что, несмотря на солидный опыт, я совершенно не могу ничего кому-либо советовать. Все детки разные и, получается, только мама знает наверняка, что на самом деле нужно ее ребенку и как «правильно» его лечить и воспитывать. Пожалуй, это и есть единственный совет, который могу дать без сомнения в собственной правоте.

 

Ольга Яценко, фото автора

4z2f1Enrto8.jpg

  • Like 6
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

я выше ссылкой делилась. отличная статья

  • Like 3
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как разговаривать с детьми о сексуальном абьюзе

 

Екатерина Сигитова, психотерапевт: Тема детского абьюза настолько мучительна, что писать спокойные инструкции очень сложно. Но нужно, почему – перечислю ниже. Сначала несколько дисклеймеров.

 

1. Я использую английское слово «абьюз» (abuse), а не русское слово «насилие», потому что оно наилучшим образом обозначает явление. Определение абьюзу можно дать такое: это агрессивное физическое, эмоциональное или сексуальное использование другого человека, совершаемое против его воли либо вследствие его неспособности дать информированное согласие. Абьюз включает все варианты агрессивного использования – развращение, оскорбление, насилие. В этом мануале будет рассматриваться часть абьюза – сексуальный абьюз по отношению к детям, child sexual abuse.

 

2. Сексуальное влечение взрослого человека к детям и подросткам, выглядящим как дети и подростки (а не как половозрелые взрослые) – это не норма. Если вы ощущаете в себе подобные импульсы или желания, и есть тревога об их неподконтрольности, вам необходимо принять меры, чтобы не допустить их реализации. Например, поискать в Интернете литературу на эту тему, или пойти на психотерапию. Там вы сможете исследовать возможные причины, вылечить травмы (если они были) и научиться контролировать себя безопасными для окружающих способами.

 

3. Я не поддерживаю концепцию «самадуравиновата» ни в каком виде и вам не советую. Поэтому все рассуждения о провокациях со стороны детей, об их непреодолимой сексуальности, о «ложных воспоминаниях» и оговорах подлыми детьми родителей – лучше вести в других местах, а не тут. Практика показывает, что подобные тексты читают много бывших жертв, для них такое переваливание ответственности контр-терапевтично, и я считаю важным заботиться о том, чтобы его на моём пространстве не было. Спасибо за понимание.

 

Почему нужно говорить с детьми на эту тему?

 

Что касается абьюза, своего безопасного времени для того, чтобы ребёнок узнал об этом «как-нибудь сам», просто нет вообще. Он может узнать либо на своём опыте (чего, естественно, ни один родитель не хочет), либо от родителей, либо никак. Об этом дети не говорят между собой, потому что те, у кого всё хорошо, не могут вообразить, что такое возможно. А те, у кого опыт сексуального абьюза есть, травмированы и придавлены стыдом. Об этом, к сожалению, мало говорят и взрослые – с друзьями, в группах, на родительских форумах, и в целом в обществе. Я думаю, это происходит оттого, что любой родитель имеет массу неприятных ощущений даже при одной мысли о том, что что-то подобное может случиться с маленьким ребёнком. Люди пугаются этой мысли настолько, что естественным образом хотят больше никогда её не думать.

 

Тем не менее, преодолевать этот дискомфорт и заговор молчания, видимо, придётся. Наши дети не могут защитить себя от абьюза сами - в силу возрастного недопонимания многих процессов, физической слабости, незрелости Эго и зависимого положения. Мы – это те, кто больше и сильнее, и пусть мы не можем дать им 100% защиту - но мы можем существенно снизить их риски, а также увеличить вероятность того, что помощь будет получена после первого же инцидента (и получена вообще).

 

Статистика

 

Не буду тут приводить всю известную статистику по детскому сексуальному абьюзу – её много, и её легко нагуглить. Ограничусь цифрами, которые лично мне кажутся важными:

 

- общий риск для детей составляет 10-25% (по разным данным), для мальчиков он примерно на 30% ниже, чем для девочек (источник);

- риск для «особенных» детей повышается почти в 3 раза (источник);

- в 37% случаев абьюзер – член семьи ребёнка (источник);

- риск встретиться с сексуальным абьюзом для ребёнка в 4 раза выше, чем риск быть сбитым машиной на дороге (источник);

- возраст наивысшего риска в группе детей до 12 лет – 4 года (источник);

 

У всех ли детей одинаковый риск, или есть подгруппы, в которых он выше? Об этом есть много исследований, были выявлены факторы, повышающие риски для детей (данные взяты мною из 7 разных обзоров):

 

- Плохие отношения в семье (холодность, конфликты, отсутствие доверительной атмосферы и т.д.);

- Абьюз в семье, в т.ч. не направленный на ребёнка;

- Семейная практика игнорирования потребностей и личных границ ребёнка (сюда, в том числе, отнесено «тискание» детей взрослыми против их желания, а также строгая патриархальная иерархия в семье);

- Психические заболевания и психологические проблемы у детей (риски увеличиваются в 3 раза, как уже упоминала)

- Сиротство или ранняя потеря одного из родителей (риски выше для девочек, если это мать, для мальчиков – если отец)

- Алкоголизм одного из родителей, начавшийся в детстве ребёнка (риски выше для девочек, если это мать, для мальчиков – если отец)

- Тяжёлое психическое заболевание одного из родителей;

- Эмоциональная отстранённость матери (сюда исследователи, кроме личностных черт типа нарциссизма, включили постоянную работу допоздна, раздельное проживание с ребёнком и пр.).

 

Я бы обобщила все эти факторы в три главных:

 

1) нормализация насилия и безусловного подчинения в картине мира ребёнка;

2) уязвимость Эго, обусловленная чем-то извне (травмы, брошенность, психические заболевания, инвалидность)

3) недоступность ближайшего взрослого (его физическое отсутствие, напр. смерть; или недоступность для близкого контакта; причём, чем раньше возраст, когда это появилось – тем выше, на мой взгляд, риск).

 

В жизненной истории большинства жертв насилия и абьюза, как взрослых, так и детей (а также, как это ни ужасно, в жизненных историях многих людей вообще) – присутствуют все три фактора в какой-то степени. Но достаточно даже и одного, чтобы ребёнок попал в группу риска.

 

 

Хочу сразу уточнить один момент для чувствительных и ранимых родителей. Если у вашего ребёнка есть какие-то риск-факторы – это ни в коем случае не означает, что вы, как родитель, в чём-то виноваты. И это не означает, что абьюз непременно случится. Это только про то, какие закономерности удалось на сегодня отследить психологам, которые занимаются этим вопросом. Не во всех случаях эти факторы можно убрать или уменьшить. То, что можно делать – это знать о них и уделить повышенное внимание этой теме в разговорах о безопасности со своими детьми.

 

Стоит понимать, что открытая статистика – только то, о чём всё-таки стало в итоге известно; есть основания предполагать, что о большом количестве случаев просто никто и никогда не узнаёт. Дети, как правило, боятся реакции взрослых и боятся, что будет ещё хуже; они толком не умеют объяснить, что с ними произошло; а ещё часто верят в то, что сказал им абьюзер – в нормальность происходящего и в необходимость «хранить секрет».

 

Всё это, на мой взгляд, слишком удручающе звучит, чтобы игнорировать тему и оставаться в неведении относительно реальности, а также оставлять там детей. Поэтому давайте посмотрим, что мы, родители, можем сделать.

 

Начало разговора

 

Общая рекомендация такова, что желательно строить разговор вокруг идеи о безопасности (и употреблять это слово), а не «давать сведения об абьюзе». Так вы не напугаете и не растревожите ребёнка. Ровно так же, как и в разговорах о сексе, нужно:

 

- родителям, если их двое, договориться об основных моментах беседы между собой, и сверить версии;

- проработать собственный травматичный или негативный опыт перед беседой;

- не вываливать всё, что знаете, сразу – разделить на части;

- оставаться в рамках уточняющих вопросов ребёнка;

- быть готовыми продолжить беседу в любое время, когда ребёнок захочет (кроме социально неприемлемых ситуаций).

 

Отличия от бесед о сексе тоже есть, они следующие:

 

- эту беседу можно начинать самим;

- лучше это делать не по следам какой-то ситуации, а из эмоционально спокойного и мирного «места» (исключения – сцены в фильмах или из жизни, которые явно сильно напрягают ребёнка);

- не рекомендуется использовать эвфемизмы для названия половых органов или интимных мест, лучше отдать предпочтение обычным названиям, чтобы избежать непонимания в случае рассказа о чём-то случившемся другому взрослому, или в диалоге с потенциальным абьюзером;

- не стоит идти за дополнительной информацией в Гугл или Ютуб вместе с ребёнком, потому что в результатах поиска может быть детское порно или жестокие фотографии.

 

Когда говорить? Минимальный возраст - с 2 лет, то есть тогда, когда ребёнок начинает понимать отличия «своё-чужое» и изучать, как функционирует мир вокруг него. Оптимальный возраст – 8-12 лет.

 

Удобные ситуации для начала разговора:

 

- купание ребёнка;

- день после обычного медицинского осмотра у педиатра;

- укладывание спать;

- совместное время родителя и ребёнка, в которое они обычно разговаривают (например, семейные посиделки после работы или школы, выгуливание собаки, дорога из школу/в школу и т.д.).

 

Что говорить

 

1. Части тела

 

Скажите ребёнку, что у него есть интимные места тела, которые люди обычно покрывают нижним бельём. Покажите, где они находятся, и назовите их – точно так же, как показываете и называете остальные части тела: глаза, уши, руки, ноги.

 

Почему важно использовать реальные названия (пенис/член, промежность, вагина/влагалище, грудь)? Потому что это даёт детям нужные слова не только для рассказа о том, что с ними уже случилось – но и для ситуаций, когда происходит нечто некомфортное, и для прекращения нужно обозначить, что именно, а также убедиться, что все это поняли.

 

Важно рассказать детям не только про их тело, но и необходимый минимум об анатомии противоположного пола – потому что абьюзер, к сожалению, может быть любого пола.

 

2. Ситуации

 

В целом, имеет смысл ввести идею о «безопасных» и «небезопасных» прикосновениях и ситуациях. Лучше использовать именно эти слова вместо слов типа «плохие»/«хорошие», потому что это не вопрос приятности или неприятности, как может подумать ребёнок. Например, прикосновения врача при осмотре не всегда приятны, но они, как правило, безопасны в плане вероятного сексуального абьюза.

 

Перечислите безопасные ситуации, когда интимные места ребёнка могут быть открыты, и кто-то может их видеть. Общая идея тут такова, что другой человек может трогать и видеть эти части тела ребёнка ТОЛЬКО тогда, когда это нужно в целях здоровья, безопасности или для обеспечения чистоты. Примеры: купание, посещение врача, намазывание кремом для загара. Это относится к ЛЮБОМУ другому человеку: родителям, родственникам, учителю, няне, врачу, мужчинам и женщинам, и даже к более старшим детям. Правило безопасности работает всё время, вне зависимости от того, знакомый это или нет.

 

Но даже в ситуациях здоровья и обеспечения чистоты, если ребёнку некомфортно или больно - он имеет право сказать «перестань(те) это делать», и немедленно сообщить родителям.

 

Если разговор происходит, например, в ванной во время купания, можно сразу же показать ребёнку пример безопасного прикосновения – провести губкой или рукой, помогая ему мыться. Вы можете спросить его, как ему это ощущение, спокойно ли ему, нравится ли. Это нужно, чтобы ребёнок смог почувствовать разницу на случай, если ему придётся столкнуться с абьюзером, и мог сразу определить «небезопасное» прикосновение по отличиям в своих ощущениях.

 

Что касается небезопасных прикосновений, важно сказать, что есть вещи, которых с ребёнком не должен делать никто и никогда. И если кто-то их делает или просит делать, нужно сказать «нет». Примеры:

 

- запускать руки ребёнку в трусы или под одежду

- трогать половые органы ребёнка

- просить ребёнка трогать его/её половые органы

- снимать с ребёнка одежду, в особенности, бельё

- фотографировать или снимать на видео ребёнка без одежды, и т.д.

 

Важно не создавать впечатления, что сексуальное удовольствие у детей (в т.ч. мастурбация) само по себе неправильно или стыдно. Проблемы начинаются тогда, когда их использует с сексуальными целями кто-то другой.

 

Когда дети станут старше, можно поговорить с ними о ситуациях, когда правила безопасных прикосновений перестают работать, и становится можно делать всё перечисленное по взаимному согласию и для получения сексуального удовольствия.

 

3. Приватность и границы

(см. выше ситуации).

 

Например, если кто-то

 

- говорит ребёнку, что интимные части тела ребёнка «красивые» или кому-то нравятся,

- предлагает ребёнку потрогать его интимные части тела,

- …

… это абсолютно неприемлемо, даже если этот человек - член семьи. Обо всём таком нужно сразу рассказать родителям.

 

Научите детей (и уважайте сами), что у них есть право на контроль доступа к своему телу, с самого нежного возраста. Эта установка противоречит тому, что мы часто говорим детям: нужно слушаться взрослых, и приходится многое терпеть. Здесь важно соблюсти баланс: слушаться нужно, но тело ребёнка – это его тело и ничьё больше; никто не может делать ему некомфортно против его воли. Для детей очень важно иметь возможность в таких ситуациях сказать другому человеку «нет». Поэтому, например, не стоит заставлять ребёнка целовать или обнимать кого-то из ваших знакомых или родственников, если он этого не хочет. Объясните ребёнку, что он может обнять или поцеловать любого знакомого, если хочет – но только он сам решает, будет ли это делать. И если взрослый заставляет ребёнка сделать что-то, чего ребёнку не хочется, всегда можно сказать «нет» и это нормально.

 

Можно научить ребёнка вариантам, как именно он может говорить «нет»:

 

- «я не говорю об этом с другими людьми»

- «я не хочу, чтобы меня так трогали»

- «я не хочу этого делать»

- «мне неприятно, прекратите»

- «отойдите от меня, оставьте меня».

 

Также можно научить невербальным способам выражения отказа: качать головой, отодвигаться или убегать, убирать руки с себя, не давать свои руки. Ещё один из вариантов – поиграть в вопросы-ответы про типичные ситуации: что ты скажешь, если к тебе на площадке подошёл кто-то незнакомый и говорит, что у него в машине собачка? А если кто-то знакомый просит тебя снять одежду и говорит, что это секрет? Как ответишь, если тебе предлагают деньги, чтобы ты сделал/а что-то, чего не хочешь делать?

 

Твитнуть цитату

Отправить в vkontakte

Отправить в facebook

 

Научите детей полагаться на свою интуицию, а не только на решения взрослых. Тогда они смогут избегать интуитивно неприятных, и, возможно, опасных для них людей. Нужно дать ребёнку понять, что если он чувствует себя некомфортно с кем-либо, даже если ничего не произошло, и для неприятных ощущений нет причин – он имеет право слушать свой внутренний голос и не оставаться с этим человеком наедине. Например, он может отойти, выйти из комнаты. Даже если это выглядит грубо по отношению к взрослому, важно убедить ребёнка, что он не будет за это наказан. Безопасность важнее вежливости.

 

 

 

 

4. Секреты.

 

Абьюзеры обычно говорят детям, что то, что произошло – это секрет, и они не должны никому говорить, особенно родителям. Так что, критически важно пояснить всё, связанное с рассказыванием таких «секретов». Объясните ребёнку, что секрет перестаёт быть секретом, если мучает, пугает или ранит того, кто его должен хранить. С таких секретов снимается тайна, и становится можно рассказывать родителям или другим доверенным взрослым, чтобы перестать мучиться. Кроме того, любой человек, который хочет, чтобы дети что-то сохранили в секрете от родителей – очень странный, и нужно рассказать о нём родителю.

 

Абьюзеры также часто говорят своим жертвам-детям, что им никто не поверит, и вызывают у них чувство вины и стыда за происходящее. А дети, конечно, винят сами себя и берут ответственность за всё, что происходит в их жизни. Поэтому обязательно скажите ребёнку, что вы ему сразу поверите, если он расскажет о том, что кто-то сделал ему плохо. Вы не будете его обвинять, и после рассказа ему не станет ещё хуже. Убедитесь, что ребёнок не боится, что расстроит или напугает вас рассказом, и скажите, что для вас очень важно обсуждать с ним все, что его касается.

 

В целом, три главных правила на случай «если что» выглядят так:

 

- если что-то плохое случилось, нужно рассказать взрослому, которому ты доверяешь, и продолжать рассказывать, пока кто-нибудь не услышит и не поможет;

- нужно составить список из 3-4 взрослых, к кому ты можешь пойти с таким рассказом - не только родители, потому что их может не быть в доступе;

- ты не виноват в том, что произошло. Всегда отвечает тот, кто старше (взрослый или подросток).

 

В английском языке этих правил пять, и они собраны в аббревиатуру PANTS. Ниже на рисунке показано:

 

5. Типовые фразы

 

Вот несколько типовых фраз, которые могут помочь выстроить коммуникацию, понятную ребёнку:

 

• Я хочу поговорить с тобой о безопасности, связанной с твоим телом. Некоторые части тела людей – интимные, это те, которые мы закрываем трусами (лифчиком). У тебя они тоже есть, они называются так-то и так-то. Их очень редко кто-то видит, и только некоторые взрослые могут их трогать - например, я, папа, врач.

 

• Взрослым людям не требуется трогать детей за интимные части тела, кроме ситуаций, когда они моют детей или заботятся об их здоровье. Тогда это безопасные прикосновения. Если же какой-то взрослый говорит тебе, что трогать детей за интимные места нормально и хорошо, не верь ему, это неправда.

 

• Есть очень разные люди, и некоторые из них могут вести себя странно. Это могут быть даже те люди, которых ты знаешь. Они могут пытаться трогать твои интимные части тела, отчего ты можешь начать смущаться, грустить, тебе может быть неприятно или некомфортно. Такие прикосновения небезопасны.

 

• Большинство взрослых трогает детей только безопасно, но есть некоторые взрослые, которые делают это небезопасно. О таких взрослых нужно обязательно рассказывать родителям, потому что некоторые из них нездоровы и им нужно лечение.

 

• Странный взрослый человек может тебе сказать, что это игра, или что тебе понравятся такие прикосновения. Это неправда.

 

• Никогда не иди за незнакомыми людьми и не садись в чужие машины, неважно, что тебе говорят. Например, тебе могут предложить посмотреть на игрушки, или на собачку, или сказать, что кто-то в беде и ему нужно помочь. В таких случаях сначала скажи об этом мне или тому взрослому, который с тобой гуляет.

 

• Не говори другим взрослым, что ты бываешь дома один/одна.

 

• Если тебе кажется, что происходит что-то не то, доверяй этому ощущению и уходи от неприятных людей.

 

• Ты можешь сказать «нет» любому, кто говорит тебе делать что-то, что тебе не нравится. Я всегда поддержу тебя.

 

• Если такое случится, важно, чтобы ты сразу сказал мне или папе, чтобы мы позаботились о твоей безопасности. Подумай, кому ещё ты можешь сказать из взрослых, если меня или папы не будет рядом?

 

• Очень важно всегда рассказывать о том, что с тобой случилось что-то неприятное. Бывает так, что тебе сразу не верят, тогда нужно продолжать рассказывать другим взрослым, пока не встретишь того, кто поверит и поможет.

 

• Если взрослый делает с тобой что-то, что тебе не нравится или кажется странным, расскажи мне или папе. Мы всегда поверим тебе и поможем.

 

• Если ты сомневаешься в чём-то, что тебе сказал делать другой взрослый, спроси у меня, я объясню непонятное.

 

• Даже если странный человек, который трогает тебя, говорит, что ты не должен ничего говорить – например, потому что ему будет плохо, или твоим родителям будет плохо, или он сделает тебе что-то плохое - это всё неправда. Он специально обманывает, потому что то, что он делает, плохо. Ты не виноват, что тебе попался такой человек, и ты не должен хранить такой секрет.

 

• Главное – сказать мне или папе сразу же, как только у тебя будет возможность. Я обещаю, что я (мы) позаботимся, чтобы этот человек больше тебе не встретился.

 

Заключение

 

Все эти беседы должны быть постоянными, открытыми и максимально бытовыми. Когда вы учите ребенка переходить дорогу, вы не говорите ему о правилах дорожного движения один раз. И не ждёте, что он начнёт пугаться всех машин без исключения. Вы, вероятно, говорите ему про правила много раз, отвечаете на все вопросы, да ещё и проверяете, как ребёнок всё это запомнил. Точно так же можно делать в этой теме, тем более что, как мы уже поняли, риск быть сбитым машиной у ребёнка ниже, чем риск столкнуться с абьюзом (возможно, причина именно в «заговоре молчания»).

 

Напоследок хочу сказать, что кроме разговоров, есть кое-что очень важное, что сильно снижает все подобные риски для всех детей. Это доступность и открытость вас, родителей, для близкого эмоционального контакта с ребёнком. Это интерес к его жизни, к его друзьям, учёбе, учителям, к его самочувствию и потребностям. Это внимательность к ребёнку и к тому, что с ним происходит. Будьте для своих детей на расстоянии протянутой руки – и тогда это будет главным залогом их безопасности.

 

  • Like 5
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

изощренное коварство

"если хорошо помоешь полы, разрешу пропылесосить в коридоре"

... и Ванька ведется :562108:

  • Like 9
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Толстый Лори

Четырехлетний Ванька пылесосит и моет полы? Эксплуатируешь детский труд?))

  • Like 3
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Четырехлетний Ванька пылесосит и моет полы?

Надя, вот 4-хлетний - да, и с удовольствием

А старший - только по настроению или за сладкое

Эксплуатируешь детский труд?))

а что, детей не для этого рожают? :o

  • Like 6
Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Толстый Лори

Мне еще в голову не пришло мелкого эксплуатировать.)) Но я и старших то не очень.

Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас
 Рассказать


×
×
  • Создать...