Перейти к содержимому



Плюшевые воспитатели

мамины помощники

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 12

#1 Пользователь офлайн   Эрика

Эрика

    Активный участник

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 322 сообщений
  • Город: Псков, пр. Рижский
  • Пол: женский

Отправлено 15.04.2010, 15:14

ПЛЮШЕВЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ

Внимательно понаблюдав за собственными малышами, можно открыть массу интересного и полезного. Вот что пишет, например, о своем сыне Ванюше (ему 1 год 7 месяцев) Екатерина Гарелина:

«Сегодня утром Ваня почему-то не захотел чистить зубы. Тогда я сказала: „Ваня, посмотри, твои мишки совсем не умеют чистить зубки, им без твоей помощи не обойтись. Покажи им, пожалуйста, как нужно правильно это делать“. Ваня тут же взял свою щетку и начал чистить зубы. Потом он решил надраить „зубки“ и обоим „Микам“. С каким же старанием он начищал мордочки своим верным друзьям! „Как же нас выручают эти два плюшевых медвежонка!“ — подумала я уже не в первый раз.

И действительно: Ваня с ними и на горшок садится, и засыпает. Это просто мои главные помощники в воспитании!»

Очень похожие сцены можно наблюдать и в детском саду, где я работаю, особенно в младшей группе.

Допустим, дети играли кубиками и разбросали их по всей группе. Понятно, воспитательнице убирать их непедагогично (это значило бы приучать малышей к тому, что их дело — разбросать, а дело взрослого — собрать), во-вторых, на это придется немалое количество времени потратить. Заставить детей собрать? Можно, хотя и трудно. Малыши будут ныть, всячески отлынивать. В конце концов тоже получится антипедагогическое воздействие: дети поймут, что убирать кубики — дело противное, его следует всячески избегать. Зачем же воспитывать отвращение к труду и порядку?

Любовь Борисовна, воспитатель младшей группы, знает, как поступить в подобных случаях. Она не забывает, что у каждого ребенка в группе есть любимая мягкая игрушка. В основном эти игрушки куплены родителями, но «живут» в садике постоянно.

И вот Любовь Борисовна говорит двух- или трехлетнему человеку:

— Шурик! Мы же забыли научить Фимку складывать кубики. Скорее научи Фимку складывать кубики!

Что предлагает воспитатель маленькому человечку? Выступить в роли Наставника, Учителя.

Ни для кого не секрет: у детей — потрясающее воображение. Притом они еще постоянно путают плоды своей фантазии с реальностью. Поэтому для ребенка Фимка (матерчатый ежик) — как живое существо. То есть, конечно, малыш понимает: обучение Фимки — игра. Но это очень приятная, увлекательная игра. Одно дело — когда я выступаю в роли неумелого недисциплинированного малыша, которого заставляют делать неприятную работу. Другое — когда я — Наставник, обучающий хорошим манерам глупого Фимку. В результате все проходит замечательно: Любовь Борисовна держит Фимку и иногда подает кубики, а Учитель старательно показывает, как и куда нужно их складывать. Замечательно то, что, несколько раз побывав в шкуре Защитника Порядка, ребенок начинает сам этот порядок соблюдать, причем с большим рвением. Интересно, почему?
Перемена ролей

Маргарет Мид, в начале прошлого века проводившая исследование на Самоа, с некоторым удивлением для себя обнаружила, что главным занятием юных самоанцев в возрасте от 4 до 7 лет является воспитание детей! Семьи тут большие, поэтому старшим приходится нянчиться с малышней. И на нянях лежит полная ответственность за здоровье и хорошее поведение подопечных. Оказалось, что до 2—3 лет ребенок на Самоа — это маленький тиран. Однако, как только он сам получает роль Воспитателя, наступает разительная перемена: малыш начинает охотно выполнять все те правила, которым обязан обучить крох (об этом более подробно можно прочитать в замечательной книге Е. В. Субботского «Ребенок открывает мир»).

Оказывается, когда мы наставляем малыша, объясняем, как следует себя вести, контролируем его поведение, мы тем самым внушаем ему роль нарушителя, противника порядка. Если же сам ребенок получает роль Сторонника Порядка — а это роль приятная и почетная, — то он уже ощущает данный порядок как СВОЙ.

Кстати, не чужды подобной психологии и очень многие взрослые люди. Скажите, кто больше всего верит в полезность и нужность армии и железной дисциплины? Правильно, профессиональные военные. Кто считает математику главным школьным предметом? Верно! Учителя математики.

Вот и ребенок подобным образом «рассуждает» (вернее, так «рассуждает» его подсознание): раз я это сам делаю и делать это приятно, значит, это хорошо, значит, так и надо. «МОЕ ДЕЛО — ХОРОШЕЕ ДЕЛО» — так мы обычно думаем.

Вот почему нашему крохе очень нужен кто-то, кто оказался гораздо глупее, беспомощнее его самого, по отношению к кому ребенок мог бы выступать в роли Воспитателя.

Хорошо, когда семья большая — как на Самоа. В таком случае можно воспитывать младшего братца или сестричку. А если семья маленькая — как у нас в России? Если у папы с мамой ребенок только один?

Тогда пусть в роли потенциального нарушителя порядка и неумехи выступает игрушечный Мика или Фимка, а наш маленький капризуля — в роли его Наставника. Пусть ребенок учит плюшевого глупыша садиться на горшок, держать ложку, убирать игрушки, чистить зубки. Глядишь — незаметно и сам уверится в том, что все это нужно и важно, и сам всему этому научится. Стоит подчеркнуть, что наши плюшевые помощники — в отличие от человеческих детенышей — на редкость безропотно принимают любые воспитательные воздействия: никогда не спорят, не пытаются сопротивляться. Вот Мике «зачистили» зубной пастой всю мордочку, а он даже и слова не сказал! Это ведь очень хорошее качество, вы согласны?
На сову не обидишься

На что еще способны наши мягкие помощники? Они могут служить посредниками между нами и детьми.

Например, мама накричала на дочь. Вероятно, не совсем справедлив был мамин гнев. Найдет ли в себе силы малышка сказать маме о том, что с ней не согласна? А ведь это очень важно: не загонять вглубь свое недовольство, не допустить отчуждения между самыми близкими людьми.

А что, если маме обо всем скажет... Фимка? На Фимку-то нельзя обижаться! «Придет» Фимка (возможно, вместе с обиженной дочкой) и «скажет»: «Мама, ты зачем Машу обидела? Маша это сделала нечаянно, она не хотела».

Или наоборот. Неприятно ведь упрекать ребенка, ругать его. Так пусть это за нас делает кто-то другой.

Например, в той же младшей группе есть сова Алиса: ее сама Любовь Борисовна сшила из ненужных лоскутков. Это очень величественная и пестрая (лоскутки разного цвета) особа ростом с небольшой самовар, набитая ватой и в очках! Очки, правда, самые настоящие: это старые очки Любови Борисовны. Сама воспитательница детей не ругает, не делает им замечаний. Эта функция возложена на сову Алису. Алиса — в общем-то прямолинейная особа, она не слишком церемонится. И еще она большая насмешница.

Как-то за обедом Владик и Ариша... подрались! О, ужас! Что делать? Владик толкнул Аришу и пролил ее суп.

Однако наша бдительная сова Алиса не дремлет:

— Владик! Что ты смотришь?! Возьми тарелку и вылей на Аришу весь суп! Нет, одной тарелки мало! Иди на кухню, возьми кастрюлю и вылей на нее. Пусть она утонет в супе!..

— А ты, Ариша? Есть у тебя руки и голова или нет? Из этого мальчика надо сделать котлету! Насади его на вилку и пожарь. Потом мы его разрежем и съедим!

— Молодцы! Как я люблю хулиганов! Дети! Все берите пример с Ариши и Владика! Зачем нужен обед? Чтобы научиться драться и разливать суп! Ариша и Владик, выйдите из-за стола, чтобы все дети могли на вас посмотреть. Ну, давайте, давайте... Вот они, наши герои! Все, берем с них пример!

Понятно, что такие «замечания» воспринимаются малышами несколько иначе, чем обычные наши педагогические нотации, вызывающие внутреннее сопротивление и нагоняющие тоску. В том числе и на нас самих. А тут всем весело — и проблема обозначена.

Ребенку очень важно услышать со стороны оценку своего поведения — вот наш герой и услышал. Ему понятно, что ведет он себя неправильно. Над ним посмеялись, но не зло, а по-доброму. И конфликт уладили, и неправильное поведение прекратили, и назвали его — со всей резкостью и прямотой («хулиганство» — так определила поведение детей сова Алиса), а никто не обижен. Попробуйте-ка все это высказать прямо от своего лица. В таком случае вряд ли удастся избежать слез, обид, конфликтов. А на наших плюшевых сотрудников дети никогда не обижаются.
Досталось Фимке...

Еще один прием — ругать не ребенка, а куклу. Малыш изорвал и изрисовал обои, хотя это запрещено. Можно его наказать и отшлепать — чего же проще. Заодно и себе, и ему настроение испортить.

Попробуем сказать иначе:

— Ах, кто это натворил? Это Фимка сделал?! Какой нехороший Фимка: он изрисовал все обои! Хотя ведь знал, паршивец, что этого делать нельзя...

В этом случае проступок крохи приписан другому, и он видит его как бы со стороны, как посторонний наблюдатель, поэтому может правильно оценить. А когда мы самого ребенка ругаем, он часто не понимает, за что, даже если его «преступление» совершенно очевидно, однако он находится «внутри ситуации» и не в состоянии посмотреть на себя со стороны. Конечно, после того, как мы отчитали Фимку, может оказаться, что Фимка-то ни при чем, а виноват Шурик, и наказать все же придется именно его. Но к этому времени нарушитель порядка уже немножко по-другому относится к своему «преступлению», потому что ему дали возможность увидеть ситуацию со стороны.
Мышиные истории

Дома у Артемки — малыша трех лет от роду, живут три матерчатые куклыперчатки (их надевают на руку): Краус, Маус и Котаус. Кто такие Котаус и Маус, понятно, а Краус — это крыса. От Мауса он отличается только цветом: Маус белый, а Краус серый.

Обычно роль Крауса поручается папе (или бабушке), Котауса — маме, а Маус — сам Артемка.

Крауса, Мауса и Котауса купили потому, что Артемка мало и плохо говорил. У него были жуткие «фефекты ечи» (никто, кроме мамы и логопеда, даже и не понимал, что он говорит), вообще рот он открывал крайне неохотно.

Через год после появления в его жизни этих симпатичных зверюшек Артемка заговорил по-настоящему: активно, живо, на разные темы. Даже стал чрезмерно болтлив.

Как удалось этого добиться? Очень просто: играли почти каждый вечер в Крауса, Мауса и Котауса.

Например, так:

МАМА. Краусик, ты был сегодня в магазине?

БАБУШКА. Да, Котаусик, был.

МАМА. Что же ты там купил?

БАБУШКА. Я купил гранаты и большущую тыкву.

МАМА. Ты слышишь, Маусик? Он купил гранаты! А бомбы там тоже продаются, как ты думаешь, Маусик?

АРТЕМ. Нет, он о какие ганаты купил! (Показывает картинку.)

МАМА. Ах, вот такие. Ну, это же совсем не опасные гранаты. Как ты считаешь, Маусик?

АРТЕМ. Они кусные. Касные!

МАМА. Сладкие?

АРТЕМ. Кисенькие чучуть.

МАМА. Ну а ты что купил в магазине, Маусик?

Следует длинное перечисление (по картинкам) с указанием цены, веса, цвета и вкуса всего приобретенного.

А до 3 лет Артемка вообще ни на какие вопросы не отвечал: сразу отворачивался и замыкался в себе. Но одно дело, когда тебя самого спрашивают, и совсем другое — когда Маусика.

Так что наши мягкие коллеги — еще и замечательные учителя.
Мягкий подход

Известно, что игрушки, сделанные из плюша или другой мягкой материи, действуют на малышей как успокоительное средство. Однако их можно использовать также в процессе воспитания и обучения.

Вы чувствуете, что ребенок не хочет чистить зубки или мыть ручки? Пусть он поучит этому своего плюшевого любимца, повоспитывает его. Дети обожают быть Учителями и Воспитателями, а кто учит другого, уже не может быть в оппозиции тому, чему он сам учит.

Не спешите ругать малыша, который совершил проступок. Попробуйте приписать его «преступление» игрушке и поругать ее. При этом подробно проговорите, почему данный проступок совершен, почему так делать нельзя. При подобном подходе вы можете достаточно жестко называть вещи своими именами, ведь вы ругаете не малыша, а куклу.

Если ваш ребенок обидчив, порицайте и наставляйте его от имени какого-либо смешного и симпатичного плюшевого персонажа. В таком случае кроха наверняка не обидится на вас.

На свете существует масса рутинных и относительно скучных дел, которым нам приходится обучать ребенка. Попробуйте разнообразить процесс обучения с помощью мягких игрушек, от имени которых вы и сам малыш будете говорить.

Как сказал замечательный психолог Владимир Леви, «воспитание — всегда немножко или множко спектакль». Он прав. А ведь дети так любят кукольных персонажей. И самый увлекательный Театр Кукол для них тот, в котором главную роль играют они сами.

автор статьи Вадим Слуцкий, педагог
http://www.moy-rebenok.ru

#2 Пользователь офлайн   Russ

Russ

    я умный потому что добрый а скромный из за красоты

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 5 167 сообщений
  • Пол: мужской

Отправлено 15.04.2010, 17:24

Мой медвед еще жив, он старше меня на несколько месяцев. :)

#3 Пользователь онлайн   Долли

Долли

    знаю аромат счастья :))

  • Супермодератор
  • 25 747 сообщений
  • Гopoд:Город Золотой
  • Пол: женский

Отправлено 15.04.2010, 19:03

Есть у нас такой Миша, белый мягкий медвежонок )))

#4 Пользователь офлайн   nadin

nadin

    Активный участник

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 507 сообщений
  • Пол: женский

Отправлено 15.04.2010, 22:49

Замечательная поучительная статья. :good:

#5 Пользователь офлайн   Джейн

Джейн

    Интернет-мама

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 3 991 сообщений
  • Город: Псков, Завеличье
  • Пол: женский

Отправлено 15.10.2010, 19:43

Кстати, о мягких игрушках. Сегодня смотрела передачу по ТВ, как их чистить. Положить на сутки в морозилку - убивает микробы. Можно еще стирать, но некоторые игрушки теряют вид.

#6 Пользователь офлайн   Олеся

Олеся

    ?!

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 10 158 сообщений
  • Город: Псков
  • Пол: женский

Отправлено 15.10.2010, 19:52

наши все в морозилку не поместятся  :lol:

#7 Пользователь офлайн   Джейн

Джейн

    Интернет-мама

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 3 991 сообщений
  • Город: Псков, Завеличье
  • Пол: женский

Отправлено 15.10.2010, 19:55

по одной-две :) а вообще представляю зрелище - морозилка, забитая игрушками! ИзображениеИзображение
у нас их тоже много у бабушки, я все придумать не могла, как чистить - пылесос не поможет, стирать жалко...

#8 Пользователь офлайн   nadin

nadin

    Активный участник

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 507 сообщений
  • Пол: женский

Отправлено 15.10.2010, 20:14

Просмотр сообщенияЕшКа (15.10.2010, 19:55) писал:

по одной-две :) а вообще представляю зрелище - морозилка, забитая игрушками! ИзображениеИзображение
у нас их тоже много у бабушки, я все придумать не могла, как чистить - пылесос не поможет, стирать жалко...
А я стираю игрушки в стиралке, все живы, а вот музыкальные низя, надо вынимать механизм, т.к. не выдержит такой нагрузки :)

#9 Пользователь офлайн   Ofelija

Ofelija

    Активный участник

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 411 сообщений
  • Город: Псков, Центр
  • Пол: женский

Отправлено 15.10.2010, 21:36

я тоже игрушки в машинке стираю! и парочку раз попало 2 игрушки поющие! сначала не пели - вернее очень плохо пели :connie_wackygirl:  после купания! а потом высохли! и запели как новые :girl_wink:

#10 Пользователь офлайн   Nanatika

Nanatika

    Активный участник

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 632 сообщений
  • Город: Псков
  • Пол: женский

Отправлено 15.10.2010, 21:51

Год назад мне подарили большого плюшевого крыса.Он стоял без дела на столе,я не люблю мягкие игрушки.А тут вспомнила про него два дня назад.Привезла из города,постирала в машинке.Вчера высох.У дочки очень неважное настроение было,я взяла этого крыса и стала им играть,подбрасывала его,щекотала им дочку.А она как рассмеётся!!!Я не ожидала,что её так развеселит эта игрушка.Ни одна из всех её игрушек и погремушек ни разу не заставила ребёнка смеяться,да ещё и в плохое настроение!!!

#11 Пользователь офлайн   Ofelija

Ofelija

    Активный участник

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPip
  • 1 411 сообщений
  • Город: Псков, Центр
  • Пол: женский

Отправлено 15.10.2010, 21:54

а мы очень спасаемся плюшевыми поющими игрушками! когда капризничает, или одеваемся - иногда ноет...включаешь кого-нибудь поюще-говорящего! и на некоторое время ребенок увлеченно слушает его, смотрит на него! Когда был меньше - именно такие игрушки особенно в почете у нас были! достала все свои запасы и еще специально несколько играющих-поющих покупали :girl_wink:  многим, кстати, деткам они нравятся! прямо завораживают их :girl_smile:

#12 Пользователь офлайн   Орхидея

Орхидея

    Активный участник

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 3 410 сообщений
  • Город: г.Псков. район Ледового
  • Пол: женский

Отправлено 15.10.2010, 23:58

спасибо за статью! всё правильно сказано)) у нас тоже есть любимый тигр))) подарила сыну эту игрушку на прошлый Новый год Тигра.Любимая игрушка теперь. Спим только с тигром. Кричит перед сном тиг, тиг спать))))) Так он нас очень выручает :good:

#13 Пользователь офлайн   Олеся

Олеся

    ?!

  • Участники
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 10 158 сообщений
  • Город: Псков
  • Пол: женский

Отправлено 16.10.2010, 06:33

Я стираю, и бывают, что после машинки петь перестают, но меня не напрягает, всегда можно просто батарейки поменять, а вообще - одной больше, одной меньше - ну и пусть не поет  :connie_wackygirl: А одна игруха у нас поет исключительно после стирки, а по мере высыхания перестает  :lol: